Ответы на часто задаваемые вопросы по франшизе Тайммет

14 августа 2018 в 13:14:11

Ниже приведен пример реального разговора с потенциальным франчайзи.

У нас есть около 1 га пустующей территории в промышленной зоне, которую мы хотели бы как-то задействовать, чтобы она приносила доход. Можно ли организовать там пункт приема металлолома?

Существует 2 вида мотивации при открытии бизнеса:

  1. Попробовать себя в новой сфере.

  2. Использовать существующий актив – землю, технику, связи и т.п.

К нам обращалось много людей, которые хотели использовать именно существующий актив, и только с одним удалось прийти к соглашению. Все остальные в конечном итоге понимали, что им выгоднее эту территорию сдавать в аренду.

Металлолом – это масштабный бизнес. В своей работе компания Тайммет ориентируется не на прием лома у физических лиц и его хранение на площадке, а на юридических лиц – демонтаж и транспортировку металлолома. Первоочередные задачи – это организация работы демонтажных бригад, покупка ломовоза и обеспечение оборотными средствами для закупки отходов производства.

Классический металлоломный бизнес условно можно разделить на 2 части: работа с физическими лицами и работа с юридическими лицами. У крупных юридических лиц, как правило, большие партии вторсырья, которые не нужно накапливать на площадке, а можно сразу отвозить на завод-потребитель (НЛМК, Северсталь и др.).

Если у вас есть некий действующий бизнес и он вам надоел, или там вы уже достигли высот и хотите попробовать себя в новой сфере, а бонусом к этому у вас еще есть пустующая территория под площадку – в таком случаем можно попробовать себя в металлоломе. Во всех остальных случаях территорию лучше использовать другим способом, например, сдать в аренду.

Можно ли совмещать металлоломный бизнес с другими?

На первых порах точно нет. Предполагается организация полноценного производства. В этой сфере нужно будет разобраться и стать специалистом.

Интересен и рентабелен ли металлоломный бизнес?

Во-первых, металлоломный рынок – третий по объему после нефти и газа. Ломопереработка – это снабжение металлургии и, соответственно, никакие кризисы этой сфере не страшны. За годы работы нашей компании цена на лом только росла и продолжает расти сейчас.

Во-вторых, рентабельность бизнеса составляет около 7-15% на каждой сделке, иногда больше. Цикл сделки небольшой – 1-2 недели. Соответственно, достаточно хорошая средняя прибыльность по сделкам за месяц.

В-третьих, металлоломный бизнес стабилен. В какой сфере вы бы ни работали, так или иначе вы упираетесь в потребительский спрос, так как чаще всего это потребление со стороны физических лиц. В металлоломе конечными потребителями являются металлургические заводы, которые, к примеру, делают трубы для Северного потока, как Северсталь, или арматуру для стройки.

Потребление металлолома составляет около 34 млн тонн ежегодно, т.е. это практически вечный бизнес. Что бы ни происходило, нефть и газ не умирают, металл тоже. Также здесь нет жестких монополий. В каждом регионе есть лидеры рынка, но таких монополистов, как в нефтегазовой сфере, в ломе нет. Даже если сложить мощности тех же НЛМК и Северстали, не получится и половины рынка. Это позволяет строить региональные сети и прочее.

Достаточный ли объем металлолома в Москве и области, чтобы открывать там новую металлоломную компанию?

Рынок Москвы и Московской области – самый крупный по объему ломозаготовки в стране. Металлических отходов там образуется даже больше, чем в Свердловской или Челябинской областях. Это связано с тем, что лом образуется в процессе обслуживания экономики, а она, в свою очередь, зависит от количества жителей. Мы всегда проверяем емкость рынка металлолома в каждом из субъектов РФ, прежде чем открыть там свое представительство.

На что затрачивается большая часть денежных средств при открытии металлоломной компании по франшизе?

Во-первых, на транспорт. Нужно будет купить ломовоз – фуру с 12-ти метровым полуприцепом, в котором установлен морской контейнер с открытым верхом. Потребуется сумма около 5 млн.

Вторая статья расходов- оборотные средства. Чтобы выйти хотя бы на 1 тыс. тонн в месяц, нужны деньги для закупки примерно 300 т лома. На текущий момент средняя стоимость закупки – около 16 000 р. за тонну черного лома. Для закупки 300 т металлических отходов потребуется 4.8 млн р., следовательно, на старте нужно будет примерно 10 млн р.

В течение 2 лет мы выкупаем у вас транспорт. Таким образом, вы возвращаете себе капитальные вложения, а мы получаем единицу транспорта. Оборотные средства крутятся в ваших же сделках, которые вы обслуживаете транспортом. Прибыль делиться 50/50.

Какую помощь вы оказываете франчайзи?

На текущий момент мы полностью берем на себя коммерцию, т.е. покупаем металлолом и продаем его на завод.

Какие будут объемы и прибыль?

После того, как мы получили опыт работы по франшизе, мы решили, что основной задачей партнера станет транспортировка металлолома. На данный момент средняя цена закупки черного лома составляет 16 тыс. р. Цена продажи на металлургический завод – 19 тыс. р. Отгрузочная партия – 20 т (одна машина). Транспортные затраты, включая зарплату водителя и амортизацию, будут около 2 000 р. После вычета всех расходов, маржа составит порядка 40 тыс. р. на одной машине, которая делится пополам. После выхода хотя бы на 1 тыс. тонн в месяц (50 машин), маржа за месяц составит 2 млн. р.

Сколько нужно времени чтобы выйти на такие объемы?

От 3 до 6 месяцев в крупном регионе России.

Работать с физическими лицами нерентабельно?

При работе с физлицами маржинальность намного выше, а объемы сильно ниже. Плюс к этому добавляются разного рода сложности: наличные деньги, серые схемы и прочее.

Ваша задача – обеспечить партнера работой?

Да.

Вложения франчайзи на старте – это покупка ломовоза и оборотные средства?

Да. В процессе работы вы можете расширять бизнес. Чем больше у вас единиц транспорта и оборотных средств для обслуживания сделок, тем выше ваш доход. Мы, в свою очередь, прозрачно показываем детали каждой сделки: у кого купили лом, на какой завод продали, на каких условиях, предоставляем накладные.

Почему сбыт осуществляется только через центральный офис?

Потому что на большинство предприятий просто так не зайти, особенно молодым компаниям. Не получится пройти службу безопасности.

Почему вы делаете акцент на транспортировке лома, а не на накоплении его на площадке и последующей продаже?

Разным металлургическим предприятиям нужны разные виды лома. Каким образом работает большинство металлоломных компаний: они весь металл сваливают в одну кучу и затем продают тому, кто предложит большую цену. Завод в итоге получает смешанный лом, из которого ему нужно выбрать конкретную категорию. Таким образом, у металлоломных компаний не складываются отношения с заводами. К тому же, нужны площадки для хранения этого лома, а его обычно очень много. Если прибавить к этому еще работу с физлицами…

Как работаем мы: изначально выясняем потребности заводов, договариваемся на оптимальные условия, далее ищем поставщиков именного той категории лома, которая требуется заводу.

Не получится ли так, что партнер купит оборудование, а достаточных объемов работы не будет?

Во-первых, мы берем на себя обязательство по выкупу техники, независимо от того, есть ли сделки, так что капитальные затраты будут возвращены. Во-вторых, прибыль со сделок делится пополам, так что мы прямо заинтересованы в том, чтобы ее было как можно больше. В-третьих, мы не удерживаем оборотные средства, а привлекаем их под конкретные проекты.

Чем больше техники и оборотных средств, тем больше заработок?

Да. Так вы сможете обслуживать более крупные сделки и получать большую прибыль.