Неудачные денежные вложения

3 сентября 2018 в 14:47:37

Компания Тайммет занимается коммерцией, а коммерция — это проверка определенных гипотез. Нельзя делать одно и то же в течение длительного времени, так как рынок постоянно меняется. Чтобы быть актуальными, нужно периодически пересматривать подходы к работе. По этой причине в своей деятельности мы пробуем различные гипотезы. Не все из них срабатывают так, как планируется. Ниже примеры идей, реализовывая которые компания вкладывала большие деньги, но не получила результата.

Гипотеза №1. Поиск единомышленников в регионах Поволжья.

Года 2 назад я и мой помощник ездили по Поволжью. Предполагалось, что мы соберем людей, которым интересно начать работу в сфере металлолома, скоординируемся с ними, и станем работать по франшизе или агентской схеме.

По факту на встречи стали приходить "суровые металлоломщики". Некоторые из них говорили мне: "Я в этом бизнесе работаю столько, сколько тебе лет вообще". Соответственно, был совершенно другой разговор. Когда мы это поняли, уже был запущен маховик встреч: мы заранее провели рекламные кампании, арендовали залы, оплатили билеты. Смысла отказываться уже не было, так как деньги потрачены.

В процессе мы пытались изменить гипотезу. Мы думали, что пообщаемся с местными металлоломщиками, узнаем рынок, и найдем единомышленников среди них, объединим усилия. Но практически все, кто приходили, немного задевали короной дверь. Эти люди считали, что раз они работают в металлоломном бизнесе много лет, то знают об этом рынке всё.

Я посмотрел на парковку и не увидел там ни Porsche, ни Гелендвагенов. Машины стояли довольно дешевые. Т.е. вы говорите, что 20 лет зарабатываете в металлоломе много, а у вашей машины почему-то ржавчина на боку. Было странно.

Итог: мы всё-таки много узнали о рынке Поволжья, но моментального результата от поездок не было. Полученные знания помогли в будущем.

Гипотеза №2. Закупка большого объема лома без пробной партии.

Как-то мы планировали обслуживать очень крупное производство, которое поставляет лом вагонами. У нас есть площадка в Санкт-Петербурге, на которую мы хотели получать материал, перерабатывать и отправлять его на завод. Мы думали, что для этого у нас всё есть: опытный персонал, техника, денежные ресурсы. Вот сейчас получим всё это на площадку, быстро порежем в нужный габарит и отгрузим на металлургический комбинат.

И тут начались приключения: техника сразу стала ломаться, люди болеть, пить, к тому же еще была зима. Вагоны с металлоломом стали приходить не в том графике, в котором мы ожидали, а намного быстрее. В них оказался не тот материал — он должен был быть весь толстым, а приехал и толстый, и тонкий. В какой-то момент мы получили гору (600 т) лома на площадке больше человеческого роста в высоту и 10 человек, думающих, что с этим делать. Были опасения, что такой материал у нас вообще не купят. Вся математика, которую мы закладывали — стоимость покупки, резки, продажи — перестала складываться. Мы планировали заработать одну сумму, а заработали совершенно другую, в разы меньше.

Основной вывод, который мы сделали — прежде чем реализовывать идеи, которые требуют больших затрат, сначала протестировать, а потом уже запускать цепочку событий. Я сейчас смотрю на все большие проекты с достаточной долей скепсиса и это не раз нас выручало.